Советы дефектолога

Дизартрия - это навсегда?

12.02.2024

Дизартрия - это навсегда?

    Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Большинство же малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия.  

     Родителям надо знать, что это речевое нарушение возникает чаще по независящим от них причинам. Поэтому все, что требуется от родителей – это не затягивать с походом к специалистам (неврологу, учителю-дефектологу), когда эта проблема обнаружится.

    Различают несколько степеней дизартрии:

1 степень (наиболее легкая форма). Родителям и окружающим, как правило, патология незаметна, и выявляется только на приеме у специалиста. Даже если родители что-то и заподозрят, они надеются, что эти временные недостатки речи вскоре пройдут. Во многих случаях так и происходит, однако если ситуация не улучшается, ребенка нужно показать специалисту.

2 степень. Речь ребенка понимают все, но речевые дефекты при этом сильно заметны.

3 степень. Речь ребенка понимают только родители и другие родственники, которые постоянно с ним общаются. Окружающие понимают ребенка с большим трудом.

4 степень. Речь ребенка непонятна или воспринимается с трудом близкими людьми.

    3 и 4 степени довольно очевидны, чтобы с этой проблемой отвести ребенка к специалисту. А вот легкие формы дизартрии зачастую остаются без внимания родителей, особенно если по всем остальным показателям ребенок полностью здоров. Между тем, корректировать лучше на ранней стадии, так как в противном случае речевое нарушение начнет прогрессировать.

    Первая степень дизартрии носит также название стертой. Это определение было дано из-за симптомов, которые сопровождают легкую форму дизартрии. Проявляется это в том, что при непрерывном разговоре некоторые слоги и слова ребенок начинает пропускать. В то же время, единичные слова он произносит вполне отчетливо. Причиной стертой дизартрии служат небольшие очаги поражений головного мозга. Соответствующий диагноз ставится ребенку в возрасте около 5 лет, когда становится понятно, что речь ребенка «отстает» от речи сверстников. Другими симптомами стертой дизартрии являются неловкие движения и слабая мимика. Сильнее всего заболевание проявляется в нарушении мелкой моторики, когда ребенку трудно выполнять несложную работу: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

    Третья и четвертая степень дизартрии у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:

- невнятная, однотонная и неразборчивая речь;

- повышенное слюноотделение;

- расслабленность губ и языка;

- искажение звуков;

- тихий голос.

    Коррекция дизартрии у детей должна быть комплексной. Положительные результаты коррекции могут быть достигнуты только при своевременно начатой работе.

    Легкая форма дизартрии при вовремя начатой коррекции устраняется очень быстро, и в первый класс такой ребенок идет со сверстниками на общих основаниях. Тяжелая форма дизартрии у детей требует участия не только учителя-дефектолога (логопеда), но и других специалистов – невролога, физиотерапевта, психолога и массажиста. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные группы в детских садах или школах. Скорее всего, полностью избавиться от дизартрии им не удастся, но при нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет доставлять им больших проблем в старшем возрасте.

 

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

25.01.2024

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к ребенку, создать ему наиболее благоприятные условия. Родителям необходимо знать, что сон, крик, движения отражают уровень развития центральной нервной системы. У нормально развивающихся детей должны наблюдаться следующие явления:

  • 10-14 недель – непроизвольная улыбка;
  • 2-3 месяца – улыбка на родное лицо;
  • 4-6 месяцев – избирательная улыбка на голос.

    Если к 6 месяцам ребенок не улыбается, значит у него могут быть проблемы со зрением.

Крик, плач, гуление – это формы врожденные, не подражательные. Они возникают как филогенетическая речевая память. Слабослышащие дети могут развиваться аналогичным образом.

    Наиболее благоприятны для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произносит одни и те же протяжные звуки. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ. Такие действия хорошо получаются у грудных детей.

    Нарушения развития у младенцев могут наблюдаться, когда мать малоэмоциональна. Она заботится о ребенке, но мало играет с ним, не проявляет своих эмоций, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребенка невротических состояний, страха, и аутических форм поведения.

    Если новорожденный попал в группу риска, нужно с первых месяцев заниматься с ним, т.е проводить тактильную стимуляцию, развитие слухового внимания, стимуляцию гуления, развивать моторику пальцев.

    С 4 месяцев необходимо начинать гимнастику губ ребенка. Для этого сближают его губки и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивления. Кроме того, собирают их в морщинки, также до сопротивления. Надо побуждать малыша тянуться к соске, к пище, стимулируя движения языка путем надавливания на его кончик ложкой при кормлении (крайне осторожно). Мама должна побуждать его жевательные движения, положив пальцы под подбородок ребенка и подталкивая нижнюю челюсть вверх-вниз.

    После 4 месяцев малыш начинает слышать речь, издает звуки, близкие к звукам родного языка.

    В шесть месяцев он уже произносит четыре и больше слогов подряд, постоянно «разговаривает» сам с собой и с другими. Если в этом возрасте ребенок невосприимчив к речи в целом и реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверять его слух.

    Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9-10 месяцев. В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням-ням»). В 1,5 года в одном предложении может быть уже два аморфных слова. В сроки от 1г 10 мес. до 2 лет ребенок начинает говорить «Я», а трехлетний малыш беседует с окружающими развернутой фразой, постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.

    Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не различает «своих» и «чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего, от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды, массы тела при рождении, степени доношенности и т.д. если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается физически и интеллектуально, то вся энергия уходит именно на это.

    Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике нормотипичный ребенок до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2 г 6 мес. у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвигается в остальном.

    В 3 г речь становится ведущим средством контактов и развития мышления. К 4 годам под влиянием речи формируется логическое мышление. После 5 лет оно должно в норме развиваться на основе словесных обобщений.

    Период до 3 лет является сензитивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагополучных семьях у ребенка задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Иногда родители, напротив, предвосхищают все желания ребенка, не дожидаясь просьбы, тогда у него нет и стимулов к речи.

    С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелостью мозга называют образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов. Ребенок все впервые познает через кожные ощущения. Вся поверхность тела малыша служит познанию действительности. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самыми разными, из различных материалов. Ребенку нужно разрешать трогать все безопасные для него предметы.

    Самый древний анализатор – обонятельный. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Поэтому зона мозга, отвечающая за обоняние, должна активно стимулироваться.

    Следующим анализатором является вкусовой. Ребенок все берет в рот, и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит здоровью). Вкус ассоциативно связан с источником. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит этому анализатору не хватает раздражителей и клетки соответствующей зоны будут дремать и не использоваться.

    Еще один важнейший анализатор – это зрение. С его помощью человек познает мир дистантно (на расстоянии), т.е. определяет форму, цвет, размер предметов и их расположение в пространстве. В норме ребенок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексикон. Зрительные образы должны быть яркими и красивыми. С 1,5-2 лет ребенка нужно водить в парк, на выставки, в театр, привлекая его внимание к прекрасному.

    Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение. Иногда ребенок, по мнению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают телевизор и радио, он не будет реагировать на речь, обращенную непосредственно к нему. Кроме шумных игр у ребенка должны быть и тихие минуты.

    С первых месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что где звучит. В дальнейшем начинают развивать фонематический слух.

    В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию движений, их синхронность. С этой целью следует использовать народные пальчиковые игры, мозаику, конструкторы, шнуровки, штриховки и обведение контуров.

    Речевая деятельность – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Начиная с раннего детства с профилактической целью необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность.

    Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, быть с ним терпеливым и ласковым – это непременно благотворно повлияет на развитие речь ребенка.

 

свернуть

СОЗДАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

09.01.2024

СОЗДАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

   Одним из главных аспектов работы дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в обществе.

  Речевое развитие является многоплановым процессом, поэтому необходимо создать условия для организации слухоречевой среды как в дошкольном учреждении, так и дома. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребенка: родители, педагоги, персонал группы и дошкольного учреждения и т. д.

       Выделяют следующие условия создания слухоречевой среды:

1.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Родителям и педагогам необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.

    Например, взрослый после прихода любого человека в группу или домой сообщает о цели прихода этого человека: «Тетя Лида (медсестра) сказала, что Вика заболела» или «Папа пришел домой с работы». Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя Валя?», «Алеша, дай тете стул» и т. д.)

    Существенным фактором общения с ребенком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, рисование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЧИ, ПОБУЖДЕНИЕ К   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЧИ.

   Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а также неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, поддерживая любые попытки говорения.

    Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрослым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: от «Тетя, дай машину» до «Тётя Настя, дайте, пожалуйста, большую машину. Я буду возить кубики и строить дом». Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых людей, хотя они знают нужные слова и фразы.

   Педагоги в саду во время прихода в группу новых людей показывают, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос, рассказывают, какие вопросы обычно задают незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ.

    Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухо-зрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих.

 Прежде всего родителям необходимо позаботиться о протезировании ребенка индивидуальными аппаратами и контролировать их постоянное использование в детском саду и дома.

Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:

-развитие неречевого слуха(восприятие различных сигналов транспорта, слушание голосов животных и птиц, слушание музыки), что крайне необходимо для ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля), что значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.

    Взрослые, окружающие ребенка — родители, педагоги — должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.

   Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.

4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ.

    Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру высказываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?» или «Где ты была летом?» - «Летом ты где была?»).

         Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно-дактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

  1. КОНТРОЛЬ ЗА РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ.

    Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако условия этого контроля разные. Учитель-дефектолог и воспитатель знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей.

    Отдельная тема — общение родителей с детьми. Ключевым моментом этого общения должно стать правильное использование устной речи и контроля за речью ребенка. Сурдопедагог должен принимать участие в этой работе, направляя и в некоторых случаях контролируя ее. С учетом возможностей и способностей родителей он проводит индивидуальные консультации.

     Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:

  • показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на занятиях;
  • объяснить, как сделать устное общение интересным для ребенка (пригласить в гости других детей, организовать экскурсию, включать ребенка в решение простых бытовых задач);
  • научить уточнять значение слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжки-самоделки, помогающие ребенку понять новые слова и предложения;
  • акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;
  • ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, систематически информировать их о том, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку;
  • постоянно контролировать работу родителей над произношением, т. к. отсутствие такого контроля может привести к появлению грубых дефектов произношения.

    При работе над звуками сурдопедагог сообщает воспитателям и родителям о появлении каждого нового звука и введении его в речь, чтобы они могли при дефектном произношении исправить звук. Родители должны знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» - и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву и попросить ребенка повторить все слово правильно. Иногда в качестве помощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение. В отдельных случаях можно использовать тактильно-вибрационную чувствительность (характер воздушной струи).

    Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможностей педагогов и родителей, и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.

свернуть

Необходимость дыхательной гимнастики

25.04.2023

Необходимость дыхательной гимнастики

Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении. 2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку. 3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее". 4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота. 5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий. 6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку" Описание упражненияРебенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку" Описание упражненияПоложите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай" Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар" Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

свернуть

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда?

21.04.2023

Консультация для родителей

Правильно ли говорит Ваш ребенок

и нужна ли ему помощь логопеда? 

Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.

Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке

Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать, и у Вас появится материал для размышлений.

Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.

Параметры оценки:  Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.  В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Строил фразы грамматически правильно, без грамматических ошибок. Использовал предложения, состоящие из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок должен устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки.

Вас должно насторожить, если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;  часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;

– ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;

– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

  В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста.  

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Задание 1. Составление предложений по картинкам

Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».

Если ребенок не может самостоятельно составить предложения; ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);  составляет очень короткие предложения; допускает ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов»),  то Вашему ребенку необходима помощь специалиста.

Задание 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе

Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки…).

Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

Задание 3.  Употребление предлогов

Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Попросите ребенка спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.

Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».

Задание 4.  Словообразование и словоизменение.

Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот – рты

Чашка –                     Перо –                 Лев -

Нож –                         Копье –               Огурец -

4). Лев – львица – львенок – львята

Тигр –                   Лиса –               Медведь –

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

Еж –                     Бобр –

5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко – яблочный

Цветок –                          Виноград -

Стул –                               Апельсин -

Ларец –                           Морковь -

    Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.

Мех – из меха какой? – меховой

Слива – из сливы компот какой? -

Груша – из груши компот какой? -

Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография.

          Какие могут быть трудности: ребенок произносит только отдельные слоги; ребенок меняет слоги местами; ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги; ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца; пропускает согласные там, где они стоят рядом; ребенок произносит слово всякий раз по-разному.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен правильно использовать все звуки в  собственной речи и не смешивать между собой. Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка или придумайте сами короткую фразу с этим словом. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.

Примерный список слов:

«с» – санки, оса, нос

«сь»- семь, апельсин, гусь

«з» – замок, коза

«зь»- зима, магазин

«ц» – цапля, овца, палец

«ш»- шапка, машина, мышь

«ж»- жук, лыжи

«ч» – чайник, качели, мяч

«щ»- щука, овощи, плащ

«л» – лампа, балалайка, дятел

«ль»- лимон, пальма, фасоль

«р» – ракета, картошка, комар

«рь»- репка, карета, дверь

свернуть

«РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

19.10.2022

 «РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными общаясь и воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

Конечно, воспитание такого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога, учителя –дефектолога.

Ребенок с нарушениями слуха, как и все дети, имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками.

Необходимо добиться того, чтобы и ребенок с нарушениями слуха понял, что от него хочет мама или члены семьи. Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

Многие родители не делают попыток разговаривать с ребенком с нарушениями слуха, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не слышит и никогда не поймет», — думают родители. Это неверно. Дети с нарушениями слуха могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. После того, как ребенок ее усвоит, можно эту фразу расширить: «Саша, иди сюда», «Иди сюда, малыш» и т.п. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Дима, на!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Дима, дай».

Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. При игре в лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша. Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести примерно так: мама предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, называет каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам рефлекторно повторяет эти слова.

Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му» (корову), «На мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит: Дай «му»!

С ребенком с нарушениями слуха следует больше играть в разные игры. В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи ребенок с нарушениями слуха может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

Родители должны помнить, что воспитание глухого или слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это длительная и кропотливая работа. Нельзя бросать начатое дело на половине пути. Если что то не получается, то необходимо консультироваться у специалистов. Со временем вы увидите положительный результат Вашей кропотливой работы. Вам всегда могут оказать помощь врачи сурдологи, сурдопедагоги, учителя - дефектологи, логопеды, если Вы своевременно обратитесь за консультацией.

 

 

свернуть

Игры для развития речи ребенка

13.09.2022

Поиграйте с ребенком и узнаете много интересного.
Один – много. 
Вы называете один предмет, а ребенок – много: Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди. 
Назови ласково. 
Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка. 
Что из чего состоит? 
Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц. 
Что общего? 
Предложите ребенку ответить на вопросы. Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья. 
Что произойдет, если… 
Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Вы слушайте ответы ребенка. Некоторым Вы удивитесь сами) 
Я знаю пять имен. 
Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д. 
Обобщаем
Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный). 
Аналогии. 
Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки. 
Консервируем. 
Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое. 
Что лишнее? 
Вы говорите: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово. 
Я вижу что-то… 
Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов. 
Загадываем слово. 
Ребенок загадывает любое слово. Вы с помощью наводящих вопросов пытаетесь узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.

Учитель - дефектолог        Е.С.Савчук

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

12.07.2022
ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ,

ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА:

  1. Следует быть внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего он хочет, а также необходимо добиться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.
  2. Используйте жесты, чтобы дать словесное обозначение просьбе, желаниям и мыслям ребенка.
  3. Приучить ребенка смотреть в лицо, на губы говорящего с ним человека, чтобы он научился считывать информацию с них.
  4. Нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Например, подзывая жестом ребенка, нужно медленно и четко сказать: «Иди сюда». Эту фразу необходимо произносить всем членам семьи, когда они зовут ребенка. Так и с остальными фразами бытового характера.
  5. Необходимо закреплять эти слова и фразы в игровой деятельности.
  6. Следует больше играть с ребенком в разные игры. Во время игры у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
  7. Развитие зрительного внимания, которое так необходимо ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в лото или игра «Чего не стало?».
  8. Необходимо приучить ребенку к режиму. Правильный распорядок дня приучит его к организованности, обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье.
  9. Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляйте живой интерес к ним, объясняйте что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок назовет что это и как звучит. Пример: звонит телефон: «Слышишь? Слушай, что это? Что звонит, знаешь? Телефон звонит, где телефон? Найди телефон. Как звонит телефон? Телефон звонит громко/тихо».
  10. Постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте свои и его действия.

 

свернуть

Связь двигательных навыков и речи

Специалисты спрашивают про физическое развитие — просят ребёнка пройти по дорожке, прыгнуть с кочки на кочку, постоять на одной ножке и тд. - для чего это нужно? 

Таким образом они узнают моторные способности Вашего ребёнка. Ведь связь общей и мелкой моторики с речью доказана давно. 

Факт: если неговорящий ребенок отстаёт в моторном развитии, то, скорее всего, мы имеем дело не с простой задержкой развития речи, а уже с ее нарушенным развитием. 
Если вас беспокоят подобные проблемы, сделайте диагностику общей моторики в домашних условиях, и особенно обратите внимание на координацию движений, точность и легкость их выполнения. 
1,5-2 года наблюдаем и фиксируем: 
▲Походка устойчивая, ребенок не падает и не спотыкается 
▲Поведение основано на постоянном движении 
▲Умеет ходить вверх и вниз по лестнице самостоятельно 
▲Залезает на большой стул 
▲Ударяет по мячу ногой и рукой 
▲Точно захватывает и бросает предметы 
▲Переворачивает страницы, строит башню из кубиков, хорошо ест ложкой, захватывая ее сверху. 
 

Для детей от 2 до 3 лет: 
▲Пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу. 
▲Перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см. 
▲Медленно покружиться на месте 
▲Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы 
▲Поймать брошенный мяч 
▲Подпрыгнуть на двух ногах на месте 
▲Выполнить наклоны вперед и в стороны 
▲ «Покормить» куколку 
▲Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку 
▲Уметь самостоятельно пользоваться вилкой. 
 

Для детей от 3 до 4 лет: 
▲Пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см. друг от друга 
▲Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу 
▲Пройти по положенному на пол шнуру 
▲Прыгнуть в длину с места 
▲Переложить мячик из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой)
▲Расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш 
▲Рисовать горизонтальные и вертикальные линии 
▲Рисовать круг, тело человека 
▲Складывать крупную мозаику. 
 

Обязательно отмечайте, если есть неловкость, скованность в движениях, они неточные – ребенок ищет позу, теряет равновесие и т.д.- это говорит о дискоординации и в речевой моторике тоже.

Учитель - дефектолог          Е.С.Савчук

свернуть

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ (КАРАНДАШ)?

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца - около 2 см.

 Указательный палец не должен прогибаться в первом суставе, это говорит об излишнем напряжении.

 Ручка (карандаш) удерживается большим, указательным и средним пальцами. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный – сверху. Безымянный палец и мизинец внутри ладони.

 Конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего.

 Локоть и кисть правой руки лежат на столе. Кисть руки повернута книзу с опорой на мизинец.

Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратного движения почти нет.
В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.
Совершенствование движений руки связано с развитием произвольного внимания, двигательной памяти, пространственных и зрительных представлений.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ (КАРАНДАШ) ЛЕВШАМ?
 Расстояние от кончика стержня (карандаша) до указательного пальца около 4 см.

 Рука при письме должна быть под линией письма.

 Тетрадь располагается под наклоном вправо примерно на 20° и сдвинута от центра тела к левой руке.

 Свет при письме должен падать справа.

Учитель - дефектолог    Е.С.Савчук

свернуть

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха

На современном этапе развития общества отмечаются демократические преобразования, которые ведут к эволюционным изменениям в системе общего и специального образования, как за рубежом, так и в Республике Беларусь. Одним из таких преобразований является внедрение в практику идей инклюзивного образования детей с особенностями психофизического развития, в том числе и с нарушением слуха.

В настоящее время в Республике Беларусь большинство неслышащих и слабослышащих детей дошкольного возраста получают образование как в специальных учреждениях, так и в учреждениях образования общего типа, в которых открываются специальные группы и группы интегрированного обучения и воспитания. Организация образования воспитанников данной группы осуществляется согласно учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха и программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха». В то же время с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением слуха, которые обучаются совместно со слышащими сверстниками в учреждениях дошкольного образования, где процесс образования регламентируется типовым учебным планом дошкольного образования и учебной программой дошкольного образования.

Нарушение слуха – это потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой.   Многообразие неблагоприятных факторов, детерминирующих тугоухость, приводит к широкой статистической распространенности поражений органа слуха у детей и подростков в современном мире. Нейросенсорная тугоухость (НСТ) является одним из достаточно широко распространенных расстройств в неврологической практике.

 По статистике, на НСТ приходится более 50% из общей суммы всех случаев тугоухости. Важно отметить, что возможными причинами нарушений такого рода могут стать наследственные патологии и заболевания, заболевания матери вирусно-инфекционного характера во время беременности (в т.ч. грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.), родовые травмы, асфиксия новорожденного, недоношенность, хронические заболевания и черепно- мозговые травмы в младенческом возрасте и т.д.

 В процессе роста и развития ребенка с нейросенсорной тугоухостью крайне важным является оказание эффективной психологической и медицинской помощи, т.к. своевременно не выявленное в раннем возрасте нарушение в дальнейшем может быть отягощено задержкой психического развития, что возымеет серьезные последствия в физическом и психологическом здоровье ребенка.

 

 

Особенности детей с нарушением слуха

Дети, имеющие нарушение слуха, имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать представлениями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки:

  • специфичная речь –звукопроизношение;
  •  ведущим является зрительный анализатор, имеющий ряд особенностей: аналитический тип (внимание к деталям) восприятия преобладает над синтетическим;
  • плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком;
  •  не могут передать своими словами прочитанный текст;
  •  отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • сниженный объем и неустойчивость внимания, низкий темп переключения, отмечаются трудности распределения внимания;
  •  произвольность регуляции собственной деятельности, самоконтроль несколько снижены;
  •  наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка в результате постоянного положительного оценивания с детства взрослыми.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха – обеспечение нормального развития ребенка с нарушением слуха; коррекция имеющихся недостатков; социализация ребенка среди сверстников.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения воспитанников с нарушением слухаявляется обеспечение качественного, доступного, а главное – эффективного развития с учетом возможностей и способностей детей, а также развития их адаптивных качеств, которые необходимы для поступления в школу и для дальнейшей жизни в социуме. Важно подчеркнуть, что для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения слуха различной степени тяжести, необходимо выстроить общую систему сопровождения детей в единстве психодиагностической и коррекционной работы. В данном случае речь идет именно о системном подходе, включающем в себя согласованное и слаженное взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения с учетом функциональной специфики (сурдопедагога, педагога- психолога, музыкального руководителя, воспитателей, медицинских работников и т.д.).

Основными требованиями, определяющими содержание комплексной коррекционно-педагогической работы, являются:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2.Принцип коррекционной направленности всех видов деятельности ребенка дошкольного возраста.

3. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития детей дошкольного возраста.

4. Развитие познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

5. Строгая последовательность и систематичность в закреплении сформированных умений и представлений. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционно-педагогической работы всех специалистов.

7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

В деятельности по коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации, физическом и психическом совершенствовании детей с нарушениями слуха используются принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики. Прежде всего, необходимо видеть в ребенке Личность, уважать его интересы, решения.

Еще один базовый общепедагогический принцип – это постоянное профессиональное самосовершенствование, понимание современных тенденций обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и профессиональное соответствие им. Воспитатели дошкольного образования, работающие с воспитанниками в группе интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушением слуха, огромное внимание уделяют самообразованию. Педагоги данной группы понимают, что им нужно овладеть специальными профессиональными компетенциями в вопросах воспитания, обучения и организации коррекционной работы с данной категорией воспитанников.

         Одной из ключевых компетенций является овладение педагогами знаниями о социальном портрете и особенностях психофизического развития, характерных для неслышащих и слабослышащих детей, что определяет специфику их воспитания и обучения.

Социальный портрет неслышащего или слабослышащего ребенка составляется педагогом на основе опроса его законных представителей и наблюдения за ним в специально организованной и нерегламентированной деятельности. Педагогу следует видеть в ребенке с нарушением слуха не только трудности, которые он испытывает, но и его возможности, потребности, желания. В социальном портрете отражаются наиболее значимые интегративные качества воспитанника: владение основными культурно-гигиеническими навыками, умениями и навыками различных видов деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, предметной и др.), способами общения и взаимодействия со сверстниками; способность управлять поведением и планировать свои действия; соблюдение общепринятых правил и норм поведения; любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость и т.д. Используя полученную в ходе обследования неслышащего или слабослышащего ребенка информацию об особенностях его развития, сильных сторонах личности, возможностях, успехах и др., педагог сможет сформировать у его слышащих сверстников и их родителей адекватное и позитивное отношение к нему.

         Для нормализации жизнедеятельности детей с нарушением слуха необходимо специально организованное образовательное пространство, основанное на использовании «обходных путей», других способах и средствах педагогической помощи. Поэтому содержание каждой образовательной области учебной программы дошкольного образования должно реализовываться с учетом структуры нарушения ребенка сослуховой депривацией.

При обучении детей с нарушением слуха наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Применение традиционных и инновационных наглядных средств в инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка с нарушением слуха, способствует повышению его познавательной активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в коллективе. Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение.

Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) также широко используются в процессе обучения слабослышащих детей для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.

Использование дидактических, сюжетно-ролевых игр активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует личностное развитие, позволяет построить адекватное взаимодействие слабослышащего ребенка в коллективе.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушением слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных.

Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей с нарушением слуха сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.

Необходимым условием в работе с детьми с нарушением слуха является использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, самомассажа, кинезиологических упражнений и др. Активно используются коррекционно-развивающие игры: драматизации, арттерапии, сказкотерапии. Такие виды детской деятельности решают важные задачи поддержки особых детей: поднимают настроение, задают тонус, формируют навыки общения, способствуют созданию психологического комфорта.

Таким образом, в силу имеющихся особенностей физического и психического развития дети с нарушением слуха имеют особые потребности в условиях и технологиях обучения, воспитания, требуют особого внимания и комплексной психолого-социально-педагогической поддержки при разных видах обучения: дифференцированном, интегрированном, инклюзивном. 

При интеграции в общество детей с нарушением слуха важно знать особенности не только этих детей, но и их родителей, которые часто нуждаются в социальной поддержке. Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятными для ребенка. Процесс воспитания нормального полноценного ребенка очень сложный, а ребенка с нарушением слуха гораздо труднее и ответственнее. Работа педагогов учреждения образования с родителями интегрированной группы в основном направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания.

Главной целью работы с родителями является обучение их эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку, привлечение семьи к совместной деятельности с учреждением образования, обеспечение взаимопонимания и стремления дошкольного учреждения и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи предполагает:

  • изучение семьи – составление характеристик семей воспитанников, организация диагностической работы по изучению семей, анализ промежуточных и конечных результатов;
  • выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей, создание системы массовых мероприятий с родителями.

Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия.

Для выработки единого коррекционно-воспитательного воздействия семьи и детского сада специалисты нашего учреждения образования используют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями слабослышащих и неслышащих детей.

К коллективным формам взаимодействия семьи и детского сада относятся:

  • родительские собрания. Об их проведениипедагоги извещаютродителей заранее, указывая точную дату и время проведения. Подготовка к родительскому собранию проводится очень тщательно. Во время работы с родителями педагогам нужно соблюдать принцип опоры на  положительные стороны в ребенке. Педагоги знают, что у каждого ребенка есть что-то хорошее, поэтому на это нужно обращать внимание родителей;
  • тематические конференции, «Круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;
  • привлечение родителей к участию в оформлении выставок, газет, текстовых и фотоматериалов;
  • выставка детских работ – форма работы, которая используется как сопутствующая другим формам, редко бывает самостоятельная. Например, организовывается выставка во время проведения родительских собраний, утренников;
  • в группе оформлен «Уголок для родителей», где они могут узнать, какая  образовательная работа проводится с их детьми в учреждении образования;

Из индивидуальных форм взаимодействия дошкольного учреждения образования и семьи используются:

  • посещение детей на дому, в ходе которых педагоги выясняют условия воспитанияи развития ребенка в семье, анкетирование семьи, составление социальногопаспорта семьи; 
  • индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которых составляется программа сопровождения конкретного ребенка;
  • индивидуальные консультации педагога – важнейшая форма взаимодействия педагога и семьи. Консультации проводятся для преодоления беспокойства родителей, боязни разговора о своем ребенке.

 

 

Памятка

для родителей

при общении с детьми

с нарушение слуха

  • Разговаривая с ребенком, у которого нарушение слуха, смотрите прямо на него. Не загораживайте свое лицо руками, волосами или какими-то предметами. Ребенок должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  • Необходимо смотреть ребенку в лицо и говорить медленно, использовать простые фразы.
  • Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
  • Некоторые дети могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В таком случае говорите более четко и громко.
  • Чтобы привлечь внимание ребенка с нарушением слуха назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть ребенка или помахать рукой.

Если ребенок просит повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение, можно использовать жесты. Убедитесь, что ребенок вас понял. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас ребенок.

  • Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться. Яркое солнце или тень также могут препятствовать общению.

 

Памятка для родителей

«Как эффективно общаться с ребенком»

 

  • Называйте ребенка по имени.
  • Чаще хвалите своего ребенка.
  • Старайтесь не наказывать своего ребенка.
  • Поощрение должно преобладать над наказанием. Поощрять (хвалить, подбадривать) нужно не только за грандиозные достижения, но и за мелкие.
  • Принимайте и любите своего ребенка безусловно (то есть без всяких условий). В независимости от того, что натворил Ваш ребенок, он не заслуживает того, чтобы от него открещивались и перестали любить.
  • Осторожно высказывайте ребенку свои претензии. Прежде чем что-то говорить подумайте.
  • Когда вы повышаете голос, скажите себе «стоп» и задайте сами себе вопрос: зачем же я кричу?
  • Проявляйте эмпатию (посмотрите на мир глазами своего ребенка), понимайте и отражайте чувства ребенка.
  • Прибегайте к критике только в том случае, если Вы найдете за что можно похвалить ребенка.
  • Старайтесь больше общаться с ребенком, причем Ваше общение не должно носить формальный характер по типу:

Мама: «Как дела?»

Ребенок: «Хорошо»

  • Желательно чтобы Ваше общение с ребенком не ограничивалось разговорами о том, что кушал сегодня в детском саду. Интересуйтесь, что ребенок делал в детском саду, что нового видел на улице во время прогулки, с кем общался, чего он хочет, какие чувства испытывает к друзьям и т.д.
  • Старайтесь не устраивать допросов и не начинать общение со своим ребенком со слова «почему». Вместо «почему» лучше использовать конструкцию «с чем связанно».
  • Старайтесь не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните, что ребенка можно сравнивать только с самим собой.
  • Старайтесь не использовать жестких конструкций: надо, должен, обязан. Замените на более мягкие: желательно, хотелось бы, хорошо бы.
  • Научитесь «слышать» своего ребенка, то есть внимательно слушать, не перебивать его, не отвлекаться, когда разговариваете с дочерью или сыном.
свернуть

Пункт коррекционно-педагогической помощи

01.09.2022

Пункт коррекционно-педагогической помощи

В ГУДО «Детский сад №32 г. Бреста» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи. 

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, дизартрии)
  • фонетико-фонематическим недоразвитие речи (дислалия, дизартрия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени)

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

При наличии согласия родителей на обследование ребенка учитель-дефектолог сада проводит предварительное обследование детей с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.  По итогам предварительного обследования выявляются воспитанники, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР «Веда». Отказ от прохождения ПМПК в ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении ребенка в ПКПП.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

- заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР);

- заявление законного представителя ребенка.

За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу сада.

 

 

свернуть